Приемы устного счета Ленинград. От составителя В настоящее время в продаже нет руководств, содержащих наставления к быстрому выполнению счетных операций в уме. Мы сочли поэтому полезным собрать в краткой брошюре наиболее простые и легко усваиваемые приемы быстрого устного счета, Они рассчитаны на средние способности имеют в виду не публичные выступления на эстраде, а потребности повседневной жизни. Пользующиеся книжечкой должны помнить, что успешное овладение ее указаниями предполагает не механическое, а вполне сознательное распоряжение приемами и, кроме того, более или менее продолжительную тренировку. Зато, усвоив рекомендуемые приемы, можно выполнять быстрые расчеты в уме с безошибочностью письменных вычислений.
Умножение на однозначное число§ 1. Чтобы устно умножить число на однозначный множитель (например, 27 X 8) выполняют действие, начиная с умножения не единиц, как при письменном умножении, а иначе: умножают сначала десятки множимого (20X8 = 160), затем единицы (7*8 =56) и оба результата складывают. Еще примеры: 34*7=30*7+4*7=210+28=238 17*6=40*6+7*6=240+42=282 § 2. Полезно знать на память таблицу умножения до 19*9: | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 128 | 144 | 17 | 34 | 51 | 68 | 85 | 102 | 119 | 136 | 153 | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 | 133 | 152 | 171 | Зная эту таблицу, можно умножение например, 147*8 выполнить в уме так: 147*8-140*8+7*8= 1120 + 56= 1176 § 3. Когда одно из умножаемых чисел разлагается на однозначные множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители. Например: 225*6=225*2*3=450*3=1350 Умножение на двузначное число § 4 Умножение на двузначное число стараются облегчить для устного выполнения, приводя это действие к более привычному умножению на однозначное число. Когда множимое однозначное, мысленно переставляют множители и выполняют действие, как указано в § 1. Например: 6*28=28*6=120+48=168 § 5. Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. Например: 29*12=29*10+29*2=290+58= 348 41*16=41*10+41*6 = 410+246 =656 (или 41*16=16*41 = 16*40+16*1=640+16=656 Разбивать на десятки и единицы выгоднее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами. § 6. Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа (напр., 14 = 2*7), то пользуются этим, чтобы уменьшить один из множителей, увеличив другой во столько же раз (ср. § 3). Например: 45*14 =90*7=630 Умножение на 4 и на 8§ 7. Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например: 112*4 =224*2=448 335*4 = 670*2 =1340 § 8. Чтобы устно умножить число на 8, его трижды удваивают. Например: 217*8 = 434*4=868*2=1736 (Eще удобнее: 217*8=200*8 +17*8= 1600+136=1736. Деление на 4 и на 8§ 9. Чтобы устно разделить число на 4, его дважды делят пополам. Например: 76:4 =38:2=19 236:4=118:2=59 § 10. Чтобы устно разделить число на 8, его трижды делят пополам. Например: 464:8=232:4=116:2=58 516:8=258:4=129:2= 64 1/2 Умножение на 5 и на 25§ 11. Чтобы устно умножить число на 5 умножают его на 10/2, т. е. приписывают к числу ноль и делят пополам. Например: 74*5= 740:2= 370 243*5=2430:2=1215 При умножении на 5 числа четного удобнее сначала делить пополам и к полученному приписать ноль. Например: 74X5 = 74/2*10=370 § 12. Чтобы устно умножить число на 25, умножают его на 100/4 , т. е.—если число кратно 4-х —делят на 4 и к частному приписывают два ноля. Например: 72*25=72/4*100= 1800 Если же число при делении на 4 дает остаток, то прибавляют при остатке: к частному 1 25 2 50 3 75 Основание приема ясно из того, что 100:4=25; 200:4=50; 300:4=75 Умножение на 11/2, на 1 1/4, на 21/2, на 3/4§ 13. Чтобы устно умножить число на 11/2 прибавляют к множимому его половину. Например: 34*11/2 = 34 + 17=51 23*11/2=23 + 111/2 = 341/2 (или 34,5) § 14. Чтобы устно умножить число на 11/4 Прибавляют к множимому его четверть. Например: 48*11/4 =48 +12=60 58*11/4 = 58+14 1/2=721/2 или 72,5 § 15 Чтобы устно умножить число на 21/2. к удвоенному числу прибавляют половину множимого. Например: 18*21/2.=36+9= 45; 39*21/2.= 78 + 19'1/2.= 971/2 (или 97,5) Другой способ состоит в умножении на 5 и делении пополам: 18*21/2 = 90:2 = 45 § 16. Чтобы устно умножить число на 3/4 (т. е. чтобы найти 3/4 этого числа), умножают число на 11/2 и делит пополам. Например: 30 * 3/4 = (30+15)/2= 221/2 (или 22,5) Видоизменение способа состоит в том, что от множимого отнимают его четверть или к половине множимого прибавляют половину этой половины. Умножение на 15, на 125, на 75§ 17 Умножение на 15 заменяют умножением на 10 и на 11/2, (потому что 10*11/2 =15) Например: 18*15=18*11/2*10=270 45*15=450+225=675 § 18. Умножение на 125 заменяют умножением на 100 и на 11/4 (потому что 100*11/4=125). Например: 26*125 = 26*100*11/4 = 2600 + 650 = 3250 47*125 = 47*100*11/4 = 4700+4700/4= 4700+1175 = 5875 § 19. Умножение на 75 заменяют умножением на 100 и на 3/4 (потому что 100*3/4=75). Например: 18*75= 18*100*3/4 =1800* 3/4 =(1800 + 900)/2=1350 Примечание. Некоторые из приведенных примеров удобно выполняются также приемом § 6 18*15 = 90*3 = 270 26*125 = 130*25 = 3250 Умножение на 9 и на 11§ 20. Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и отнимают множимое. Например: 62*9=620-62=600—42=558 73*9=730-73=700—43=657 § 21 Чтобы устно умножить число на 11, приписывают к нему ноль и прибавляют множимое. Например: 87*11=870+87=957 Деление на 5, на 11/2,на 15§ 22 Чтобы устно разделить число на 5, отделяют запятой в удвоенном числ-последнюю цифру. Например: 68:5=136:10=13,6 237:5 =474:10=47,4 § 23 Чтобы устно разделить число на 11/2 делят удвоенное число на 3. Например: 36:11/2=72:3=24 53:11/2=106:3=351/3 § 24. Чтобы устно разделить число на 15, делят удвоенное число на 30. Например 240:15=480:30=48:3=16 462:15=924:30=3024/30=304/5=30,8 (или 924:30 =308:10=30,8) Возведение в квадрат$ 25. Чтобы возвысить в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например 85), умножают число десятков (8) на него же плюс единица (8*9=72) и приписывают 25 (в нашем примере получается 7225). Еще примеры: 252; 2*3=6; 625 452; 4*5= 20; 2025 1452; 14*15 = 210; 21025 Прием этот вытекает из формулы (10х+5)2 = 100х2+100х+25=100х(х+1)+25 § 26. Сейчас указанный прием приложим и к десятичным дробям, оканчивающимся цифрой 5: 8,52 = 72,25 14,52=210,25 0,352 = 0,1225f и т. п. § 27. Так как 0,5= ½, а 0,25 = ¼, то приемом § 25 можно пользоваться также и для возвышения в квадрат чисел, оканчивающихся дробью ½: (8½ )2 =72 ¼ (14½)2 = 210 ¼ и т п. § 28. При устном возвышении в квадрат часто удобно бывает пользоваться формулой (a +-b)2 = a2 +b2+- 2ab. Например: 412=402 +1+2*40= 1601+80= 1681 692=702+1-2*70=4901-140=4761 362 =(35+1)2=1225+1+ 2*35=1296 Прием удобен для чисел, оканчивающихся на 1, 4, 6 и 9. Вычисления по формуле(а+b) (а-b) = а2 — b2 § 29. Пусть требуется выполнить устно умножение 52*48 Мысленно представляем эти множители в виде (50 + 2)*(50—2) и применяем приведенную в заголовке формулу: (50+2)*(50—2)=502-22= 2496 Подобным же образом поступают во всех вообще случаях, когда один множитель удобно представить в виде суммы двух чисел, другой — в виде разности тех же чисел: 69X71=(70—1)*(70+1)=4899 33X27=(30+3)*(30—3)=891 53X57=(55—2)*(55+2)=3021 84X86=(85-1)*(85+1)=7224 § 30. Указанным сейчас приемом удобно пользоваться и для вычислений следующего рода: 7 ½*6½=(7 + ½ )*(7 — ½)=48 ¾ 11 3/4*12 1/4= (12 - 1/4)*(12 +1/4) =143 15/16 Полезно запомнить: 37*З =111 Запомнив это, легко выполнять устно умножение числа 37 на 6, 9, 12 и т. п. 37*6=37*3*2=222 37*9=37*3*3=333 37*12=37*3*4=444 37*15=37*3*5 =555 и т. д, 7*11*13=1001 Запомнив это, легко выполнять устно умножения следующего рода: 77*13=1001 77*26=2002 77*39=3003 и т. д. 91*11=1001 91*22=2002 91*33=3003 и т. д. 143*7=1001 143*14=2002 143*21=3003 и т. д. В нашей книжечке указаны только простейшие, наиболее удобоприменимые способы устного выполнения действий умножения, деления и возвышения в квадрат. Практикуясь в сознательном пользовании ими, вдумчивый читатель выработает для себя ряд еще и других приемов, облегчающих вычислительную работу.
|